давайте поговорим о чудесах и немножко о вере. а, быть может, прямо противоположно: о вере и немножко о чудесах. чудесной вере и вере в чудеса, на самом деле, первое ближе ко второму, а второе ближе к нашей сегодняшней теме.
рассмотрим интересующий нас вопрос на примере нити паутины:
представьте, что с потолка свисает паук и вдруг начинает карабкаться. все люди, наблюдающие за этим зрелищем делятся на три категории:
1.те, кто не видят паутинку и полагают, что паук буквально передвигается по воздуху. это чудо, считают они, so, они верят в чудо.
2.те, кто не видят паутинку, но знают, что она есть, потому что иначе происходящее нарушило бы законы природы, потеряло смысл и логику, и вообще, зачем задаваться такими нелепыми вопросами. иногда мне кажется, что эти люди вообще не верят.
3.те, кто действительно видят паутинку. они понимают, что это не чудо, but, это чудесно, и они просто рады следить за тонкой серебристой ниточкой, которая качается из-за веса паука на другом конце, который даже не осознает всю эту затею про чудо-веру, понимаете? я не знаю, во что верят эти люди; может быть, достаточно того, что они видят? или всякое наблюдение косвенно отрицает веру? нет-нет, мы же не имеем в виду конкретно религиозную веру. just... вера в жизнь, maybe. в этого маленького паучка, в то, что он докарабкается до верха, что не умрет в ближайшем будущем от того, что его нечаянно задавят или съест кошка, или другой паук.
мне кажется, что надо, мне хочется верить, что мы тоже не умрем: от случайного выстрела, вдруг чересчур глубокого пореза, неловкого па на высоте четырнадцатого этажа; я надеюсь, что мы сможем сами распорядиться своей жизнью и своей смертью as логическим завершением оной (именно логическим, да-да).
бог дал - бог взял? кто знает, возможно, самоубийство было признано смертным грехом из-за того, что немногим хотелось жить?
знаю, это глупо. глупо рассуждать о смерти, как и о жизни, впрочем.
но не глупо видеть паутинку и из-за этого чувствовать себя счастливой.
you see?
это вовсе не глупо...